Беларускія народныя святы
18 апреля 2020
ВЯЛІКДЗЕНЬ
Вялікдзень, Вялікадне, Вялічка, Пасха - Большой древний праздник в честь солнца, весны, пробуждения природы и наступления сельскохозяйственного сезона. В христианскую эпоху Пасха стала приурочиваться к воскресениюраспятого Христа.

Дзень празднование Вялікдня зависит от лунного календаря: у православных он празднуется в воскресенье после полнолуния, после дня весеннего равноденствия. К Пасхе, таким образом, привязаны и другие подвижные праздники народного календаря: Масленіца, Вялікі пост, Вербніца, Чысты чацвер, Радаўніца, Ушэсце, Сёмуха и др.

Обрядовые традиции празднования.
Пасха – самый долгожданный и радостный праздник у христиан, который приходил после продолжительного семинедельного поста. В субботу все, кто мог, шли на праздничную службу в храм, а те, кто оставался дома, не ложились спать, раскладывали на улицах деревни костры и ждали, когда в полночь зазвонят колокола и сообщат всем, что Христос воскрес. Говорили, что от этого звона пробуждаются после зимы пчелы и начинают петь птицы, и первым из них милейшая Богу птица — Соловей. Накануне Пасхи или в самом ее начале люди несли освящать в храм различные блюда и прежде всего яйца, покрашенные главным образом в отваре шелухи лука или коры деревьев, придававших им красный цвет (были и крашенки, и шкрабанки и писанки — яйца, разукрашеныя разными узорами).

Яйцо для освящения нужно было немного облупить, чтобы святость лучше прошла в него.

Любимые игры на Пасху-тоже с яйцами:

* их прятали под шапку и нужно было угадать, в какое направление смотрит «дзюбка» - клювик яйца;

* самой распространенной была игра в «битки». Стучались праздничными яйцами, и победителем был тот, у кого оно оставалось целое («мацак»);

* их качали по наклонному желобу и смотрели, чьё дальше покатится.

Раньше ни одна ярмарка не обходилась без нехитрого аттракциона, состоящего из нескольких желобов, по которым спускали яйца, соревнуясь, чье слетит с горки быстрее и преодолеет большее расстояние.

Пасхальная белорусская традиции росписи яйца:

КРАШЕНКА - традиционное красное яйцо, которое мы обычно видим на Пасху, её опознавательный знак – ровный однородный цвет и отсутствие каких-либо узоров.

ПИСАНКА - прежде чем отправить яйцо в варку, наносили рисунок горячим воском, который потом соскребали, получая аккуратный и четкий белый узор на цветном фоне.

ШКРАБАНКА (драпанка) – выцарапываяножницами или ножом на прокрашенной скорлупе незамысловатые фигурки – круги, треугольники, ромбы (солярные знаки).

В белорусских деревнях яйца красили во все цвета радуги, а не только в привычный нам красный. Заваренная рожь давала красивый сине-зеленый оттенок, листья калужницы – желтый, сон-трава – нежно-голубой, к которому, кстати, часто прибегали, если в доме был траур. Встречались и совсем экзотические рецепты: к примеру, чтобы получить насыщенную черную краску, в одной из деревень брали капустный рассол, затем бросали туда ольховые шишки и опускали начавший покрываться ржавчиной кусок железа. Этот малоаппетитный «суп» полагалось выстаивать две недели. Хотя краску добывали вручную далеко не все, достоверно известно, что в Западной Беларуси еще до войны вовсю продавались пасхальные наборы, где было несколько красок и к каждой – отдельная кисточка.

У каждого вида пасхальных яиц было свое предназначение: крашенки били и катали, а писанки, шкрабанки бережно хранили еще долгие месяцы.
Самая популярная пасхальная игра – это, конечно же, битки. Вопреки расхожему мнению, эта забава считалась не детской, а мужской. Причем многие так хотели выиграть этот бой, что специально укрепляли свои «орудия», щедро обмазывая их смолой и воском. Пострадавшие в пасхальных конкурсах «снаряды» охотно съедали, ведь в течение года вдосталь наесться яиц могли позволить себе немногие: все они уходили на рынок или на уплату дани.

Но ни одна мать не позволяла детям спускать все пасхальные яйца на игры – несколько экземпляров обязательно оставляли, чтобы потом использовать их в других ритуалах. К примеру, отправляя отощавший за зиму скот на первый выпас, пасхальное яйцо клали в воротах: если корова аккуратно проходила через него, не задев и не раздавив, это означало, что в ближайшем году она будет цела и здорова. А в Мозырском районе пасхальные яйца запекали в свадебном пироге – причем целиком, не облупив и не порезав.

О традиции пасхальной росписи яйца у белорусов из интервью Ирины Васильевны Мазюк – этнографа, фольклориста
Made on
Tilda