Традиционная культура белорусов без ткачества немыслима
14 октября 2020
Ткачество занимало в жизни крестьянина большое место. Процесс изготовления ткани по времени растягивался почти на год. Чтобы иметь необходимое для ткачества сырье, держали овец, выращивали лен. Все процессы предварительное обработки шерсти и льна осуществлялись в самих крестьянских хозяйствах. Лен сеяли весной, летом пололи, осенью рвали, обмолачивали, мочили, сушили, мяли, терли, трепали, чесали. И к началу зимы можно было готово льняное волокно, из которого пряли нити. Весной, когда день начинал прибывать, садились ткать.

Полотно получали разное. Тонкое — для головных уборов, намиток и сорочек. Был материал для рукавов, воротников и манжет с узорными вставками: сегодня такие ткани называются купонными. Сукно и полусукно шло на юбки–андараки, мужские штаны, бурки. Лен — на нижние юбки, фартуки... Ажурные ткани — для занавесок, пологов, скатертей, накидок. Кстати, ткани для обрядов и, как сегодня сказали бы, интерьера — рушники, покрывала, скатерти, ковры — выделялись особо. Обрядовые ткани чаще всего изготавливались в моменты кризисных ситуаций — болезнь, война, эпидемия — как некое жертвоприношение и делались особенно качественными и красивыми. Потом ими оборачивали кресты на дорогах, на кладбищах, возле криниц, покрывали иконы в церквах и в домах. Традиционно в качестве обрядовых выступали узорные, орнаментальные рушники — самые семантически насыщенные и таинственные предметы белорусского народного ткачества. Но подобную функцию исполняли также фартуки, платки, ленты, скатерти... Скатертями обязательно накрывали столы в крестьянских хатах на Коляды, Пасху с особой, обрядовой миссией. Самотканые ковры не только приколачивали к стене для тепла, стлали на кровати, как покрывала, ими украшали храмы, использовали в качестве обязательного свадебного атрибута. В Беларуси ковроткачество известно со времен Киевской Руси. Самые старые — безворсовые, двусторонние ковры–килимы. В XIV — XVII веках ковроткачество постепенно превратилось в ремесло. Ткаческие цехи появились в Слониме (1605 г.), Копыле (1652 г.), возникли мастерские в поместьях, при монастырях. Уникальное явление в европейском ткачестве — подвойные ковры, изготавливавшиеся на Белосточчине, Гродненщине и частично Витебщине. Их сложная техника изготовления требовала очень высокого мастерства. Такие ковры обычно использовались в свадебной обрядности, поэтому на них ткали фигурки девушки и парня, а также животных и древо жизни.

Сегодня вытканные народными мастерицами изделия украшают залы музеев, демонстрируя зрителям безупречный художественный вкус.

Ссылки на литературу:

1. Лобачевская О.А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации. Минск: Беларуская навука, 2013. — 527 с.: ил. — ISBN: 978-985-08-1638-2.

2. Галина Улитенок «В поисках утраченного» // Беларусь сегодня. URL : https://www.sb.by/articles/v-poiskakh-utrachennogo-288.html


Made on
Tilda