Народный кукольный театр пришёл в Беларусь с Украины и Польши. Представления были приурочены к рождественским праздникам. Мистерия, которую разыгрывали куклы, отображала события, произошедшие во времена царя Ирода в иудейском Вифлееме.
Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы (бурсаки), в том числе из Киево-Могилянской академии, которые внесли в репертуар сюжеты школьного театра.
Сначала тематика батлейки была исключительно библейской, но постепенно, в период XVII—XVIII веков, активно появились народно-комедийные светские постановки.
Сценой для спектаклей батлейки служил двухъярусный шкафчик, имеющий внешнее подобие церкви или домика. Такой шкафчик-ящик украшался цветной тканью и бумагой, фигурками из палочек или соломы.
Кукольники-батлейщики управляли деревянными куклами на стержнях из проёмов в полу.
Существовало несколько типов белорусской батлейки, например:
- устроенные по принципу теневого театра (Витебск, Велиж);
- с быстро меняющимися прозрачными декорациями (Докшицы).
В репертуаре батлейки, наряду с религиозными пьесами, такими как «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимильян», входили также жанровые сценки «Матвей да лекарь», «Антон по сказке да Антониха», «Берка-трактирщик» и другие. Эти представления, основанные на белорусском фольклоре, были насыщены сатирой, часто высмеивали пороки человеческого характера и господствующие классы населения страны.
В современной Белоруссии батлейка переживает возрождение. Например:
В 1990 году основан Минский областной театр кукол «Батлейка» в Молодёчно.
В Гродненской области есть возрождённые батлеечные театры, например, Мирская батлейка, внесённая в Государственный список историко-культурных ценностей.